Первые движущиеся механические фигуры представляли собою только занимательные куклы.
Единственной движущей силой в них были пружины, с которыми соединялась иногда очень сложная система рычагов, рычажков и зубчатых колес.
Изобретатели пытались копировать движения человека и животных. Известны очень хитрые, сложные механические устройства того времени, имевшие характер механических игрушек: например, механические утки, лебеди. Они могли плавать по воде, ходить по земле, наклонять и сгибать шею, издавать звуки, чистить свои перышки. Особенно много различных автоматов появилось после изобретения часов. В принципе, это были те же часовые механизмы, но только с особым назначением.
Этим и объясняется, что андроиды изготовлялись почти исключительно часовыми мастерами.
В 15 столетии немецкий механик Турианус сделал механического барабанщика и игрока на флейте.
В 17 веке в Италии показывали девочку-автомат, которая играла на цитре и в такт игре двигалась. Окончив игру и танец, она кланялась зрителям. Около того же времени в Германии, в Нюрнберге, Георг Гарсдерфер сделал целый театр маленьких автоматов. Нажимая пальцем на рычажок, Гарсдерфер вызывал движение своих фигурок: парикмахер начинал брить, маляр - красить, булочник - сажать хлеб в печь.
В 1738 году французский механик и изобретатель Жак де Вокансон создал механического человека, который играл на флейте.
Ему же принадлежала механическая утка, умевшая ходить, махать крыльями, пить воду, клевать корм и испражняться.
Механические люди Пьера и Анри Дро.
В 18 веке в Швейцарии жил замечательный часовщик Пьер-Жак Дро. Успехи этого часового мастера были так велики, что обычные часы скоро перестали удовлетворять его, и он, по примеру других искусных мастеров, начинает изобретать и пристраивать к часам разные дополнительные механизмы - всякие самодвижущиеся фигурки. Одно из первых своих изделий (замечательные маятниковые часы с пастушком и собачкой) Дро повез даже в столицу Испании к королю Фердинанду VI.
Позднее Пьер-Жак Дро и его сын Анри создали механических людей – писца, рисовальщика и музыкантшу, которые вызывали всеобщее удивление. О них много говорили и писали. В 1774 году Пьер Дро показывал своих механических людей в Париже на выставке.
Механический писец был ростом с пятилетнего ребенка; он сидел на скамейке перед столиком. В правой руке маленького механического человека было гусиное перо (в то время стальных еще не знали). Писец макал перо в стоящую перед ним чернильницу и писал разные слова и даже фразы без всякого участия человека. Буквы были крупные, красивые, с нажимами и располагались в ровные строчки. Между словами он оставлял промежутки. При писании механический человек двигал головой и, казалось, следил за тем, что пишет. Окончив работу, писец посыпал лист бумаги песком для высушивания чернил, а потом стряхивал его.
Другой механический человек, таких же размеров, как и первый, держал в руке карандаш и рисовал разные фигурки. Рисовал не сразу, а с остановками, как бы размышляя. Иногда дул на лист, чтобы удалить соринки. Рисунки получались удачные.
Музыкантша играла на фисгармонии, ударяя пальцами по клавишам. Четко и легко удавались ей трели и быстрые пассажи. Она поворачивала также голову и глаза, как бы следя за положением рук. Ее грудь поднималась и опускалась, как будто она дышала. Окончив игру, механическая женщина наклоняла голову, благодаря слушателей за одобрение.
Движения всех трех механических людей были так естественны, что многие из зрителей готовы были считать их живыми людьми. И только когда Дро открывал со стороны спины сложный механизм своих людей, зрители начинали верить, что перед ними находятся действительно произведения техники, а не живые существа.
Механические люди Пьера и Анри Дро получили название андроидов!
Это слово греческое, а по-русски оно означает: человекообразный, человекоподобный.
После смерти отца сын часовщика, молодой Анри Дро, устраивает в Мадриде выставку своих механических людей, вызывающую большой интерес у жителей города. Толпы валят на выставку. Удивлению и восхищению зрителей нет конца. Успех и крупная выручка Дро пришлись, однако, не по „вкусу служителям церкви. На другой же день после открытия выставки «святейшая» инквизиция арестовывает Анри Дро, обвинив его в колдовстве, и отбирают изобретения.
В 1789 г. в Мадрид попадают два французских купца, братья Жандр. Узнав, что знаменитые автоматы Пьера и Анри Дро находятся у «святейших» отцов-инквизиторов, Жандры предлагают им крупную сумму за механических людей. После многих приключений андроиды Пьера и Анри Дро вернулись на родину, в Швейцарию, и теперь находятся в музее изящных искусств города Невшателя.
«Железный человек» Альберта Великого.
Еще в 18 веке Альберт Великий, выдающийся немецкий философ и ученый, живя в Париже, сделал «железного человека», который мог открывать и закрывать двери и будто бы при этом произносил три-четыре слова приветствия входящим. Альберт Великий потратил на свою работу тридцать лет. Этот железный человек овеян легендой. Рассказывают, что с каждым месяцем он становился все болтливее. Разговоры неживого существа удручающе действовали на Фому Амвинского, ученика и друга Альберта Великого. Однажды, особенно расстроенный назойливостью железного человека, Фома Аквинский схватил молот и разбил творение своего друга. Конечно, это сказки. Несомненно лишь одно — железный человек Альберта Великого действительно существовал, и его единственной способностью было открывать и закрывать двери.
В 18 столетии, одновременно с Пьером Дро, Фридрих Кнаус из Вены сделал автоматического писца. Это была небольшая фигурка человека, который, сидя на шаре, писал на листе бумаги, лежавшем перед ним на столе.
Андроиды были отражением века механической энергии, сжатых пружин и текущей воды.
До 19 века человечество овладело лишь механической энергией, а другие виды энергии (тепловую, электрическую ) люди еще не научились превращать в движение.
Только в 20 веке начинается второй период «разумных машин».
К ним уже нельзя было применить название «андроиды», так как они не были похожи на человека. Их стали называть «роботами». Роботы-автоматы стали выполнять многие операции на производствах и постепенно заменять человека.
Своим происхождением слово «робот» обязано не инженеру, а писателю, чешскому драматургу К. Чапеку, который впервые употребил его в своей пьесе об изобретателе Россе.
Источник: по книге «Разумные машины», авт. О.Дрожжин