Внимание! Включен автопоказ. Для остановки и ручного переключения кадров наведите курсор на "стрелку".
Познавательный диафильм, а точнее диапозитивы, о забытых кораблях Древнего мира.
Год выпуска: 1984г.
Как выглядели когда-то знаменитые галеры, биремы, триремы, квантиремы и пентеры?
Необозримые водные просторы океанов и морей занимают более двух третей поверхности земного шара. Первыми средствами для преодоления водных преград были, вероятно, примитивные плоты, которые существовали еще в каменном веке. Ученые считают, что история судостроения и судоходства насчитывает около 8 тысяч лет. Как давно человек впервые вышел в океан и на каких судах?
В Древнем Египте по Нилу и по морям вокруг Египта ходили разнообразные плавучие средства (рис. 1-3). Сохранился рисунок судна (около 2600г. до н.э.) со стройным корпусом и приподнятыми оконечностями, которое приводилось в движение семью парами весел. Гребли ими без упора, как на современных каноэ. На кормовом помосте закреплялись 6 длинных рулевых весел. Корпус набирался из коротких досок акации или смоковницы. Наружный киль отсутствовал. Поэтому парус крепился толстым канатом, проходящим через стойки-рогатины и соединяющим носовую и кормовую оконечности над палубой, что придавало ему необходимую жесткость. Узкий прямоугольный парус крепился к двуногой съемной А-образной мачте. Суда этого типа длиной 14-28 м и шириной 2,5-4 м были палубными и имели различное назначение. Египетские военные суда были очень похожи на торговые, но имели таран.
Египетские суда представляют начальный период судостроения. Сами египтяне не были искусными мореплавателями.
А вот древние финикийцы считались не только хорошими мореплавателями, но и большими мастерами-судостроителями. Знаменитый ливанский кедр, покрывавший склоны гор их родины, давал прекрасный материал для строительства прочных мореходных судов.
Однако в технологии судостроения финикийцы многое переняли у критян, которые, например, первыми применили киль и шпангоуты, что увеличило прочность корпуса судна. Для движения своих судов критяне использовали как весла, так и прямоугольный парус. Благодаря этому Крит стал первой морской державой Средиземноморья. Время ее расцвета приходится на 17-14 вв. до н.э.
Финикийцы совершенствовали свои корабли (рис. 4-8), и их с полным основанием можно считать первыми торговыми мореплавателями. Для ведения захватнических войн финикийцы строили и военные корабли: например, суда с двумя рядами весел - биремы, длиной 30 и шириной около 5 метров.
Постепенно другие народы - этруски, греки, карфагеняне и римляне - начинают оспаривать у финикийцев господствующее положение в судостроении (рис. 9-15).
Самые ранние изображения греческой галеры сохранились на греческих вазах примерно в 700г. до н.э. Военные греческие суда имели таран, повышенную в передней части палубу и единственную мачту, на которую поднимали четырехугольный парус, 25 весел на каждом борту поддерживались выносными балками, а 2 больших кормовых весла служили рулями. Постепенно этот тип судна изменился, хотя основные черты сохранились. Стремление повысить скорость, маневренность, силу удара тарана привело к появлению судов с тремя ярусами весел. Один ярус гребцов располагался под палубой, 2 других на палубе. Это знаменитое судно античности - трирема - составляло основу средиземноморских флотов. Греки с 6 века до н.э. называли эти суда триерой. Длина триер достигала 40м ширина 6м (включая опоры для весел), высота надводного борта - примерно 1,5м. На корабле насчитывалось 100 и более гребцов и столько же вооруженных воинов. Трирема несла большой прямоугольный парус и малый (артемон) на наклонной мачте в носовой части судна. Мачты делались съемными и убирались во время боя. Скорость хода триремы на веслах составляла 7-8 узлов (13-15 км в час).
В 825г. до н.э. финикийцы основали на берегах Северной Африки город-государство Карфаген. К началу 3 века до н.э. Карфаген завоевал Северную Африку, Сицилию (кроме Сиракуз), Сардинию и Южную Испанию. Это привело к столкновению с Римом, который был вынужден усилить свой флот.
Римский военный флот того времени состоял из многовесельных трирем и пентер, построенных по греческому образцу.
Эти корабли имели приподнятую в кормовой части палубу, а так же своего рода башню, в которой командир и его помощник могли найти укрытие; нос заканчивался тараном, обитым железом. Самые большие пентеры достигали 70м в длину и 8м в ширину и могли брать на борт 300 гребцов и 100 вооруженных войнов. Римская техника судостроения достигла ко 2 столетию до н.э. высокого уровня.
Благодаря этому Рим мог строить суда, превосходящие по длине линейные корабли середины 19 века. По форме римские суда напоминали рыб. На носу судна изображались глаза (позднее в этих местах стали делать якорные клюзы), весла были похожи на плавники, а в гибком веерообразном украшении на корме узнавался хвост.
Несколько столетий Рим не имел соперников на море. На римские тоговые суда отваживались нападать только пираты.
Сотни гребцов приводили в движение биремы, триремы, квантиремы и пентеры. Истории известны суда Древнего Мира и с большим количеством ярусов весел. Изобретение паруса намного улучшило маневренность кораблей и сделало их способными покрывать большие расстояния. Однако первое парусное снаряжение, состоявшее вначале из прямого рейкового паруса, могло быть использовано только при попутном ветре.
Потребовалось много времени, чтобы человек изобрел паруса, которые позволили двигаться против ветра. Что же касается корпуса, то на более поздних судах он выполнялся уже из наборных частей, характерных и для современных судов: киля, штевней, шпангоутов, наружной обшивки, бимсов и палубы. На кораблях первого столетия до н.э. уже имелись железные якоря с четырьмя и более лапами.
Конструкции кораблей Древнего Мира явились основой для дальнейшего развития кораблестроения.